Давай немного о конструкторе курсов. Расскажи, чем он отличается от других решений на рынке? Course Editor помогает компаниям создать уникальный курс под себя. В итоге ты получаешь структурированный курс из лонгридов, которые адаптируются под разные устройства. Одна из ключевых особенностей — уникальные плееры. Я делал огромное количество курсов с одним и тем же плеером. И теперь основная проблема в том, что у клиента таких курсов 20–30. Они про пожарную безопасность или про тайм-менеджмент. Они назначаются на пользователя, которому порой надо пройти шесть курсов с одинаковым плеером. В какой-то момент обучающийся просто не понимает, где он, — все курсы одинаковые. То есть стандартная стилистика картинок, стандартный визуальный ряд. Сначала все было здорово, так как это сохраняло бюджет. А в результате у людей просто начался отказ. И такие одинаковые курсы больше не нужны.
Что такое плеер? Это не просто кнопочки, визуальное оформление и пр., туда можно добавлять фичи, там могут быть даже встроенные игры, которые будут передавать какие-то данные. То есть плеер — это набор функционала, который полноценно дает действия для пользователя. И отдельно рядом есть контент, который нужно изучить.
В конструкторе курсов много дополнительных интересных фич. Помимо собственного плеера, Course Editor — это про гибкость. К примеру, для создания сайта многие используют «Тильду», которую можно настроить под себя: ну захотел три колонки текста или еще что-то, чего нет у других, — сделал. За это «Тильду» и любят. Так вот в Course Editor можно не просто вставить картинку-текст-картинку, чтобы получился лонгрид. Можно поработать с этим текстом: вставить абзац или превратить его в визуальный ряд, который уже иначе воспринимается — проще. А это уже некий педдизайн: ведь пользователю не текст сам по себе интересен, а то, как это расположено, разбито ли на части, как легко его можно потом «переварить». История с «перевариванием» текста — крайне важная: в зависимости от подачи ты текст либо просто воспринимаешь, либо тратишь кучу энергии, чтобы осознать, перечитать несколько раз и т. д. Мы постарались внедрить гибкость: можно играть с этими колонками, располагать как надо только тебе.
Планов на будущее море, и все они направлены на то, чтобы создавать качественный офигенный контент за максимально короткий срок. Например, корректура и интеграция с сервисами для подбора изображений. Следите за обновлениями :)
Про LRS. Можно ли наладить получение статистики из существующих решений клиентов в OpenLRS?Вариантов масса. Первый: если у клиентов стоит система дистанционного обучения, от которой нет возможности отказаться. В конструкторе всегда можно опубликовать SCORM — нет проблем. Второй: если заказчик готов что-то менять и пробовать новое, мы можем предоставить полный спектр услуг — предоставить LMS, которая уже «ест» TinCan, положить туда электронный курс и назначить обучение на людей плюс собрать статистику. Буквально за неделю мы готовы это развернуть, и люди уже смогут обучиться, пройти курс, клиент получит данные и начнет с этим работать. Вот, это две крайности.
Есть варианты посередине: обычно это «велосипед», но реализовать вполне реально. Когда рядом ставится LRS, в курсе прописывается место, куда передавать данные, каким-то образом с помощью «костылей» это реализуется. То есть для программистов нет каких-то нерешаемых задач, мне кажется, это все легко воплотить. Мы пытались так сделать несколько проектов, это довольно глупая затея: когда ты вкорячиваешь скорм-пакет плюс передачу статистики в формате TinCan располагаешь как SCORM, но при этом он обращается в LRS и отдает данные. Звучит дико: два формата сразу. Я бы даже посчитал, что дешевле — создать такой курс или развернуть новую LMS.
Об LMS. Расскажи об этой платформе.Было примерно так. Знакомим с «Курсометром», и все такие: «О, звучит классно, но у нас нет TinCan». Хорошо, отвечаешь, вот вам Course Editor, все быстро сделает, данные передает. «О, круто, а у нас располагать негде, не работает». И тут появилась PaLMS. Она лучше всего выстрелила. Почему? Потому что быстро развернуть обучение для корпоративного сегмента или универов — это важно. Плюс часто заказчики хотят сделать это не где-то там, на чужих серверах, а у себя. Это должно быть с названием компании, ссылкой на их домен, уникальным дизайном и т. д. То есть PaLMS была задумана как простейшая система дистанционного обучения, куда ты можешь закинуть обучение, учеников и назначить им обучение. Они там логинятся или переходят по уникальной ссылке и учатся как неавторизованные пользователи. Ключевой момент тут в том, что статистика передается, ты смотришь, как проходит процесс обучения. Это касается того момента, когда тебе и данные-то не нужны, но важно понимать, как протекает процесс обучения, и сделать это быстро.
«Клиент не меняет процесс под LMS, а мы создаем LMS под его процессы.»Однако самое главное — мы реализовывали PaLMS как основу для будущих LMS. И это сработало! Клиенты пытались, пробовали запускать обучение, видели, что это простенько и клево, и хотели его развивать. Дальше под них формируется отдельная команда разработки, которая создает новые фичи, новые разработки. Например, внедрение вебинаров (изначально их нет). Ок, вот вам вебинары. И получается, что есть основа, которая экономит огромный бюджет как клиентам, так и нам. Она хорошо архитектурно спланированная и быстрая. Как в неком MVP, в нем можно сразу начать обучение и разрабатывать новые фичи в процессе. То есть все устроено так, что добавление новых модулей никак не влияет на процесс, который уже идет. Основная затея: вы со старта начинаете обучаться — а мы дорабатываем LMS под вас. Это на самом деле важный момент. На рынке огромное количество LMS, которыми все недовольны — чего-то всегда нет, что-то не так работает. Так мы поняли, что это плохо, когда есть избыточный функционал, крутостью которого все поражаются, но на деле при этом используют только 1/3. Тогда мы сделали как раз базовую треть. Остальное впоследствии дорабатываем под конкретного клиента, то есть он не меняет процесс под LMS, а мы создаем LMS под его процессы.
А есть планы по развитию LMS или это всегда будет фундаментом для разработки уникальной платформы?Нет, не только :) Мы хотим на ее основе создать некий маркетплейс, где люди могут располагать свои курсы. Это может быть как для «корпората», так и для личного развития. Например, кому-то захочется электронный курс по пожарной безопасности (очень частый запрос, кстати ;)). Ты внутри системы смотришь демку этого курса: как он выглядит, какая компания это сделала. Нравится — покупаешь и ставишь себе. Это для «корпората». Для «физиков» сложнее, ведь им нужно будет как-то отбирать себе контент. И тут как раз нужен будет «Курсометр», потому что он нацелен на проверку качества контента :) В идеале хорошо бы прийти к тому, что «Курсометр» будет анализировать прохождение курсов, проверять, насколько он хорош или плох, ставить им свою оценку. Вдобавок к экспертной (и это понятно: ведь оценить педдизайн не получится). Но есть некий системный расчет, оценка, которую будет давать система и говорить, если не очень заходит людям. Некая эмоциональная окраска, но не от людей, которые чаще всего оценивают по категории «красиво/некрасиво», «нравится / не нравится». Ведь цель курса иная — научить человека чему-то, после чего он придет и будет сразу делать. Хотелось бы исправить эту ситуацию: снизится влияние человека на оценку контента, уйдет субъективизм. И «Курсометр» будет говорить: ребята, судя по данным, курс плохой. Мне хочется нести пользу людям — именно тем, кто будет обучаться потом на курсе. Ну и цель маркетплейса — собирать контент, давать ему объективную оценку и показывать его людям, чтобы они использовали в обучении лучшие материалы.
Что мы все о продуктах :) Расскажи о себе. Что нового изучил за последний год и как это повлияло на развитие компании?Мое обучение началось еще в прошлом году. Тогда у меня был только «Курсометр», я с ним разивался, думал о его продвижении и т. д. То есть прошел через поле граблей, начал думать, как развивать продукт, понял, как работать с деньгами, инвестициями и пр. Это такой опыт через боль: как делать не надо :) При этом важно было понять, как все-таки надо :) И меня взяли на курс «Миддл-продакт-менеджер»: рассказали кучу методик, дали терминологию и показали, как правильно делать. Забавным оказалось то, что все это я применял раньше, без теории. Только выдумывал сам, а, оказалось, есть готовые :) Но и новое узнал.
«CPO – это человек-топливо, который постоянно думает, как драйвить, как двигать, куда и т. д.»К примеру, то, что продуктолог должен быть специалистом в нескольких областях одновременно, он должен быть везде хорошо подкован. И эта многозадачность и одновременность может стать проблемой. Для всех, кто читает, хочу сказать, CPO (руководитель продуктологов) — это огромная база знаний. Это человек-топливо, который постоянно думает, как драйвить, как двигать, куда и т. д. Трудности начинаются, когда топливо заканчивается: иногда бывает, что месяц не можешь ничего толком делать из-за усталости. А если еще и знания не можешь применить полученные, это вообще ад. Зачем они нужны, если их нельзя никак использовать?! История продуктологии — это очень интересно.
И все это можно узнать либо путем проб и ошибок, как я. Но это больно :) Либо через знания: это клево, дает драйв, идеи.
Блиц :) Отвечай первое, что придет в голову.Давай!
Книга или онлайн-курс?Видосик. Вроде почти рядом с дистанционным обучением, но все же не то. Я все же за видосик. Короткий, емкий, понятный :) Который решает проблему.
Порекомендуй какой-нибудь видосик по аналитике обучения.Ну началось... Есть два типа аналитики: поверхностная визуализация и глубинная. Человек, которым я вдохновляюсь, — Владимир Баяндин. Он круто с цифрами работает. Это ребята из SkyEng, которые работают с данными и очень много рассказывают про то, как с ними работать, как выявлять качественные показатели, корреляции находить. Это именно про обучение, очень много полезного.
Если про визуализацию, есть прекрасный человек — Алексей Колоколов. Это бизнес-тренер, рассказывает, как наглядно и приятно отобразить данные.
Три слова, характеризующие ЦРММ? ;)Семья. Поддержка. Мотивация. Меня мотивирует работать в этой семейной обстановке, где тебя поддержат и даже твои мегабредовые идеи обсудят и замотивируют это делать. Всегда выслушают, помогут. Не сделают за тебя, а просто поддержат тем, что они банально рядом. Это семья.