Нет времени читать? Подпишитесь на обновления!
crmm.ru

Интервью с экспертом: Сергей Замараев

Время чтения: 15 минут

Продолжаем серию интервью с командой ЦРММ!

Спойлер: из этого интервью вы узнаете, как стандарт передачи данных TinCan API обнажает все подводные камни в бизнес-процессах, зачем компании маркетплейс и почему важно измерять эффективность обучения.

Знакомьтесь! Сергей Замараев — руководитель отдела разработки ЦРММ.
Сергей, в твоем блоге в «Фейсбук» написано, что ты знаешь все о данных по обучению. Расскажи, как так вышло?

Наверное, нужно начать с того, как я вообще попал в дистант. На первом курсе университета я сразу пошел работать и попал в компанию, которая занимается разработкой курсов (сейчас это наши конкуренты). Моя карьера началась с того, что я занимался анимацией и интерактивами.

Спустя четыре года я и два моих коллеги пришли в ЦРММ — и вот я здесь уже почти восемь лет :) Мы делали много обучающего контента, и в какой-то момент я задумался: раз уж я создаю обучение для людей, то должен их образовывать. Стал чаще общаться с заказчиками и заметил проблему, которая, как мне кажется, до сих пор не решилась. Менеджеры, которые проводят обучение, загружены проблемой создать контент, назначить обучение и проверить, что все обучение завершили. И редко когда задумываются о том, насколько электронный курс полезен, насколько люди довольны. Некоторые компании проводили опросы, но это было для галочки. Я насторожился по этому поводу: получается, что то, что мы создаем, больше для менеджеров, а не для учеников. Плюс у нас не было обратной связи от учеников: что им это дает, какой от этого эффект. Поэтому мне захотелось на это повлиять и получить конкретные показатели обученности. Так появился «Курсометр». Нашли стандарт для передачи данных — TinCan API. Попробовали с нашим клиентом — Сбербанком посмотреть на другую сторону обучения: что в курсе делают ученики, что смотрят, как проходят и т. д.

Вот такой мой путь: от простой разработки до понимания, что я разрабатываю курсы не просто так, а чтобы это было полезно и эффективно.

Давай поговорим про «Курсометр». Как возник этот проект и какова его миссия?

Первоначальная миссия — понять, что люди делают. У меня было такое представление: ученику дают обучающую программу, он там что-то делает, завершает обучение, а дальше менеджерам следует измерить эффективность. И «Курсометр» нужен был для того, чтобы собрать данные и понять, было ли там что-то полезное для человека.

В этот момент, лет пять назад, стало ясно, что BigData — это важно и нужно их собирать, а потом решим, что с ними делать :) Для меня примером была «Яндекс. Метрика», а не зарубежные решения, потому что она отражает полную картину и показывает как хорошие места, так и проблемные. Мы решили не только выявлять, что хорошо, а что плохо, но и предлагать решения. И в целом определять, есть ли проблемы (хотя они и так были), и с помощью данных показать это менеджерам или руководителям. Это и была основная идея на старте.
Тогда же появились запросы на то, чтобы люди могли оставлять комментарии или ставить оценки. А в SCORM это сделать довольно сложно. Рынок разделился на тех, кто предлагал делать дополнительный модуль в СДО. И тех, кто считал, что в курсе это легко можно сделать с помощью TinCan. То есть мы :) И мы по-прежнему придерживаемся этой позиции.

Сейчас, на мой взгляд, миссия в том, чтобы подсчитать эффективность. Уже пора. Ведь понятно (мне по крайней мере), что данные и их качество сильно влияют на восприятие контента и в целом развитие человека. А оценка эффективности в свою очередь приведет к необходимости некоторого профилирования людей. Звучит страшно, но, мне кажется, это возможно.
Как меняется дистанционное обучение в тех компаниях, которые уже пользуются «Курсометром»?

Сложный вопрос. Чтобы быть уверенным, что система образования работает, нужна отчетность — кто сдал тест, а кто нет. И неважно — вуз это или корпоративный сегмент. И вопрос о качестве контента тут не встает. Почему? Потому что мало кого интересует, что этот курс был не такой, как планировалось. Потому что и тут, и там есть эксперты, которые дают инфу, и она 10 000 раз утверждается и после превращается в контент, который все изучили. Деньги потрачены, контент интересный, красивый, там фонтан стоит, лебеди плавают, все вроде бы прекрасно :) И процесс замкнулся. Где здесь история про качество контента? Нет ее. Что в бизнесе, что в обучении все работают на результат (условно «прошли / не прошли»). Вроде бы информация донесена, а, как сотрудник будет ее применять и будет ли, это не наши проблемы. Это глобальный разрыв, и нет целей и каких-либо показателей (KPI, к примеру), которые помогут понять, когда человек получил знания и начал их применять.

Я вижу здесь громадные проблемы, которые можно решить с помощью «Курсометра». Потому что он закрывает вопрос с отчетностью и открывает новое поле для экспериментов в виде данных, где люди экспериментируют с эффективностью и видят, что курс устарел. Но изменения нужны выше — в процессе и системе.


«Мне кажется, люди только сейчас проникаются моей идеей.»


Сколько времени нужно компаниям, чтобы к этому прийти?

Сначала я думал, что, как только выйду на конференции и начну общаться с людьми, пройдет два-три года, и я смогу это все исправить. Но потом понял, что сильно ошибался. Мне кажется, люди только сейчас проникаются моей идеей. И только сейчас они приходят к нам с кейсами. Например, можно мы подключим «Курсометр» к презентации менеджера по продажам, которую он показывает клиентам? Презентация собрана в iSpring. И ключевое в этом — желание оставлять быстрые комментарии, лайки и дизлайки тому, что понравилось, а что нет. Плюс будет понимание, по какой структуре шла продажа, и они смогут видеть реакцию каждого клиента. Почему им это важно? Так они поймут, как показывалась презентация, сколько времени на слайде были, где дольше останавливались. Сейчас на это стали обращать внимание. А раньше всем было плевать. Еще многие хотят узнать, как проходит именно процесс. И, мне кажется, придется подождать лет пять, чтобы это как-то укоренилось. Потому что TinCan API еще в экспериментальном состоянии, хотя на нем все основано. Мы продавливаем его со своей стороны, и я отчасти этим доволен. Потому что пару лет назад мы говорили, мол, вот TinCan API, и еще ни у кого не было этих экспериментов. Ни одна LMS не поддерживала этот формат. А сейчас я смотрю: тот же WebTutor, Articulate, iSpring и пр. переходят на TinCan. С помощью нас такая компания, как When speak, подключает к клиенту TinCan API. То есть на него переходят все больше компаний из EdTech. Мы начинаем заражать их, поэтому заход TinCan API на рынок неизбежен. Вопрос только в том, как скоро. Будет здорово, если это будет как с COVID :). Это, конечно, шутка, но хочется побыстрее. Неистовый спрос жду через лет пять.
Можно ли собирать данные в «Курсометр» не только по курсам, но и по другим системам: например, 1C, CRM, турникеты и т. д.?

Я стараюсь продукт не усложнять: всегда можно докинуть метрик, это не проблема. Но с каждой добавленной метрикой увеличивается порог входа — и в результате данных слишком много. Работать можно со всем: прокторинг, с турникета «пришел / не пришел на работу или учебу». Недавно обсуждали тему, что приложенный к турникету пропуск позволяет фиксировать, что человек пришел на очное мероприятие. И это несложно: фактически у тебя будет понимание — пришел во столько-то, ушел тогда-то, какое-то время провел в аудитории. Преподаватель может даже записывать, если есть некий цифровой дневник, что с ним работали такие-то люди. В том же When speak он записывает, что люди пришли, начали какие-то действия производить, и это отправляется нам как событие: пользователь ответил, оставил коммент, задал вопрос и т. д. К примеру, очные мероприятия частично можно переложить в дистанс. Так же и с VR / AR. TinCan не ограничен ничем: какие события передавать, откуда — ему все равно.

Что касается порталов... Я бы другую тему осветил. Зачастую люди не знают, для чего они его делают. И получается портал ради портала. Это не только про СДО, где у тебя будет 1000 курсов. И все. Часто там какие-то новости, сообщения и т. д. И вот это, мне кажется, в дистансе никак не подружится с маркетингом. Назначение портала — привлечение аудитории и ее удержание. И порталы разных компаний ничем друг от друга не отличаются. Я еще нигде не видел портал с «Яндекс. Метрикой» :) Чтобы следить, сколько времени там проводит народ. Таких нет, что меня безумно удивляет: когда создаются такие библиотеки, они вроде делаются не для галочки, а для продвижения, чтобы люди там тусили. Но, повторюсь, такого я нигде не встречал.

Окей. Спасибо за подробные ответы! Насколько я знаю, ты в ЦРММ занимаешься не только «Курсометром». Расскажи о других проектах.

Сейчас стал отвечать за несколько продуктов сразу. Я не делаю их сам, а руковожу процессом. Есть продукт по созданию курсов — конструктор. Есть проект по их размещению — система дистанционного обучения PaLMS. И мы говорим про TinCan, это OpenLRS. Те события, которые пользователь совершает, должны куда-то передаваться, где-то храниться. Сейчас этими продуктами занимаюсь я, отвечаю за них головой.
Давай немного о конструкторе курсов. Расскажи, чем он отличается от других решений на рынке?

Course Editor помогает компаниям создать уникальный курс под себя. В итоге ты получаешь структурированный курс из лонгридов, которые адаптируются под разные устройства. Одна из ключевых особенностей — уникальные плееры. Я делал огромное количество курсов с одним и тем же плеером. И теперь основная проблема в том, что у клиента таких курсов 20–30. Они про пожарную безопасность или про тайм-менеджмент. Они назначаются на пользователя, которому порой надо пройти шесть курсов с одинаковым плеером. В какой-то момент обучающийся просто не понимает, где он, — все курсы одинаковые. То есть стандартная стилистика картинок, стандартный визуальный ряд. Сначала все было здорово, так как это сохраняло бюджет. А в результате у людей просто начался отказ. И такие одинаковые курсы больше не нужны.

Что такое плеер? Это не просто кнопочки, визуальное оформление и пр., туда можно добавлять фичи, там могут быть даже встроенные игры, которые будут передавать какие-то данные. То есть плеер — это набор функционала, который полноценно дает действия для пользователя. И отдельно рядом есть контент, который нужно изучить.

В конструкторе курсов много дополнительных интересных фич. Помимо собственного плеера, Course Editor — это про гибкость. К примеру, для создания сайта многие используют «Тильду», которую можно настроить под себя: ну захотел три колонки текста или еще что-то, чего нет у других, — сделал. За это «Тильду» и любят. Так вот в Course Editor можно не просто вставить картинку-текст-картинку, чтобы получился лонгрид. Можно поработать с этим текстом: вставить абзац или превратить его в визуальный ряд, который уже иначе воспринимается — проще. А это уже некий педдизайн: ведь пользователю не текст сам по себе интересен, а то, как это расположено, разбито ли на части, как легко его можно потом «переварить». История с «перевариванием» текста — крайне важная: в зависимости от подачи ты текст либо просто воспринимаешь, либо тратишь кучу энергии, чтобы осознать, перечитать несколько раз и т. д. Мы постарались внедрить гибкость: можно играть с этими колонками, располагать как надо только тебе.

Планов на будущее море, и все они направлены на то, чтобы создавать качественный офигенный контент за максимально короткий срок. Например, корректура и интеграция с сервисами для подбора изображений. Следите за обновлениями :)

Про LRS. Можно ли наладить получение статистики из существующих решений клиентов в OpenLRS?

Вариантов масса. Первый: если у клиентов стоит система дистанционного обучения, от которой нет возможности отказаться. В конструкторе всегда можно опубликовать SCORM — нет проблем. Второй: если заказчик готов что-то менять и пробовать новое, мы можем предоставить полный спектр услуг — предоставить LMS, которая уже «ест» TinCan, положить туда электронный курс и назначить обучение на людей плюс собрать статистику. Буквально за неделю мы готовы это развернуть, и люди уже смогут обучиться, пройти курс, клиент получит данные и начнет с этим работать. Вот, это две крайности.

Есть варианты посередине: обычно это «велосипед», но реализовать вполне реально. Когда рядом ставится LRS, в курсе прописывается место, куда передавать данные, каким-то образом с помощью «костылей» это реализуется. То есть для программистов нет каких-то нерешаемых задач, мне кажется, это все легко воплотить. Мы пытались так сделать несколько проектов, это довольно глупая затея: когда ты вкорячиваешь скорм-пакет плюс передачу статистики в формате TinCan располагаешь как SCORM, но при этом он обращается в LRS и отдает данные. Звучит дико: два формата сразу. Я бы даже посчитал, что дешевле — создать такой курс или развернуть новую LMS.

Об LMS. Расскажи об этой платформе.

Было примерно так. Знакомим с «Курсометром», и все такие: «О, звучит классно, но у нас нет TinCan». Хорошо, отвечаешь, вот вам Course Editor, все быстро сделает, данные передает. «О, круто, а у нас располагать негде, не работает». И тут появилась PaLMS. Она лучше всего выстрелила. Почему? Потому что быстро развернуть обучение для корпоративного сегмента или универов — это важно. Плюс часто заказчики хотят сделать это не где-то там, на чужих серверах, а у себя. Это должно быть с названием компании, ссылкой на их домен, уникальным дизайном и т. д. То есть PaLMS была задумана как простейшая система дистанционного обучения, куда ты можешь закинуть обучение, учеников и назначить им обучение. Они там логинятся или переходят по уникальной ссылке и учатся как неавторизованные пользователи. Ключевой момент тут в том, что статистика передается, ты смотришь, как проходит процесс обучения. Это касается того момента, когда тебе и данные-то не нужны, но важно понимать, как протекает процесс обучения, и сделать это быстро.


«Клиент не меняет процесс под LMS, а мы создаем LMS под его процессы.»


Однако самое главное — мы реализовывали PaLMS как основу для будущих LMS. И это сработало! Клиенты пытались, пробовали запускать обучение, видели, что это простенько и клево, и хотели его развивать. Дальше под них формируется отдельная команда разработки, которая создает новые фичи, новые разработки. Например, внедрение вебинаров (изначально их нет). Ок, вот вам вебинары. И получается, что есть основа, которая экономит огромный бюджет как клиентам, так и нам. Она хорошо архитектурно спланированная и быстрая. Как в неком MVP, в нем можно сразу начать обучение и разрабатывать новые фичи в процессе. То есть все устроено так, что добавление новых модулей никак не влияет на процесс, который уже идет. Основная затея: вы со старта начинаете обучаться — а мы дорабатываем LMS под вас. Это на самом деле важный момент. На рынке огромное количество LMS, которыми все недовольны — чего-то всегда нет, что-то не так работает. Так мы поняли, что это плохо, когда есть избыточный функционал, крутостью которого все поражаются, но на деле при этом используют только 1/3. Тогда мы сделали как раз базовую треть. Остальное впоследствии дорабатываем под конкретного клиента, то есть он не меняет процесс под LMS, а мы создаем LMS под его процессы.

А есть планы по развитию LMS или это всегда будет фундаментом для разработки уникальной платформы?

Нет, не только :) Мы хотим на ее основе создать некий маркетплейс, где люди могут располагать свои курсы. Это может быть как для «корпората», так и для личного развития. Например, кому-то захочется электронный курс по пожарной безопасности (очень частый запрос, кстати ;)). Ты внутри системы смотришь демку этого курса: как он выглядит, какая компания это сделала. Нравится — покупаешь и ставишь себе. Это для «корпората». Для «физиков» сложнее, ведь им нужно будет как-то отбирать себе контент. И тут как раз нужен будет «Курсометр», потому что он нацелен на проверку качества контента :) В идеале хорошо бы прийти к тому, что «Курсометр» будет анализировать прохождение курсов, проверять, насколько он хорош или плох, ставить им свою оценку. Вдобавок к экспертной (и это понятно: ведь оценить педдизайн не получится). Но есть некий системный расчет, оценка, которую будет давать система и говорить, если не очень заходит людям. Некая эмоциональная окраска, но не от людей, которые чаще всего оценивают по категории «красиво/некрасиво», «нравится / не нравится». Ведь цель курса иная — научить человека чему-то, после чего он придет и будет сразу делать. Хотелось бы исправить эту ситуацию: снизится влияние человека на оценку контента, уйдет субъективизм. И «Курсометр» будет говорить: ребята, судя по данным, курс плохой. Мне хочется нести пользу людям — именно тем, кто будет обучаться потом на курсе. Ну и цель маркетплейса — собирать контент, давать ему объективную оценку и показывать его людям, чтобы они использовали в обучении лучшие материалы.

Что мы все о продуктах :) Расскажи о себе. Что нового изучил за последний год и как это повлияло на развитие компании?

Мое обучение началось еще в прошлом году. Тогда у меня был только «Курсометр», я с ним разивался, думал о его продвижении и т. д. То есть прошел через поле граблей, начал думать, как развивать продукт, понял, как работать с деньгами, инвестициями и пр. Это такой опыт через боль: как делать не надо :) При этом важно было понять, как все-таки надо :) И меня взяли на курс «Миддл-продакт-менеджер»: рассказали кучу методик, дали терминологию и показали, как правильно делать. Забавным оказалось то, что все это я применял раньше, без теории. Только выдумывал сам, а, оказалось, есть готовые :) Но и новое узнал.


«CPO – это человек-топливо, который постоянно думает, как драйвить, как двигать, куда и т. д.»


К примеру, то, что продуктолог должен быть специалистом в нескольких областях одновременно, он должен быть везде хорошо подкован. И эта многозадачность и одновременность может стать проблемой. Для всех, кто читает, хочу сказать, CPO (руководитель продуктологов) — это огромная база знаний. Это человек-топливо, который постоянно думает, как драйвить, как двигать, куда и т. д. Трудности начинаются, когда топливо заканчивается: иногда бывает, что месяц не можешь ничего толком делать из-за усталости. А если еще и знания не можешь применить полученные, это вообще ад. Зачем они нужны, если их нельзя никак использовать?! История продуктологии — это очень интересно.

И все это можно узнать либо путем проб и ошибок, как я. Но это больно :) Либо через знания: это клево, дает драйв, идеи.

Блиц :) Отвечай первое, что придет в голову.

Давай!

Книга или онлайн-курс?

Видосик. Вроде почти рядом с дистанционным обучением, но все же не то. Я все же за видосик. Короткий, емкий, понятный :) Который решает проблему.

Порекомендуй какой-нибудь видосик по аналитике обучения.

Ну началось... Есть два типа аналитики: поверхностная визуализация и глубинная. Человек, которым я вдохновляюсь, — Владимир Баяндин. Он круто с цифрами работает. Это ребята из SkyEng, которые работают с данными и очень много рассказывают про то, как с ними работать, как выявлять качественные показатели, корреляции находить. Это именно про обучение, очень много полезного.

Если про визуализацию, есть прекрасный человек — Алексей Колоколов. Это бизнес-тренер, рассказывает, как наглядно и приятно отобразить данные.

Три слова, характеризующие ЦРММ? ;)

Семья. Поддержка. Мотивация. Меня мотивирует работать в этой семейной обстановке, где тебя поддержат и даже твои мегабредовые идеи обсудят и замотивируют это делать. Всегда выслушают, помогут. Не сделают за тебя, а просто поддержат тем, что они банально рядом. Это семья.
ПЯТНИЦА, 28.08.2020
Получить консультацию