Как внедрить идеи Smart Education в компании «Умное обучение» заявляет следующие принципы:
1) Свободный доступ к знаниям.
2) Индивидуальный подход к обучению каждого.
3) Взаимное обучение группы или сообщества.
Как эти принципы выполняются в корпоративной среде?
Свободный доступ к знаниям обеспечивает система дистанционного обучения (СДО), обычно сочетающая функции корпоративного портала. Любой сотрудник со своего рабочего места получает доступ к учебным материалам, которые ему назначили кураторы обучения СДО.
Что можно сделать: - Позволить сотрудникам запрашивать доступ к любым материалам, которые им интересны (даже в обход «предусмотренной» для них программы)
- Позволить доступ к учебным материалам вне работы (например, авторизовать в СДО личные устройства сотрудников) — это тоже будет шагом к «умному обучению»
Индивидуальный подход к обучению каждого присутствует не всегда, но для его внедрения обычно есть все предпосылки. Во многих компаниях внедрена разновидность индивидуального плана развития (ИПР) — своеобразного плана-графика получения новых знаний сотрудником. Перечень компетенций в этом плане — это и есть индивидуальная для сотрудника программа Smart Education.
Что можно сделать: - Если в компании нет планирования развития, его нужно внедрить. Нужно создать систему, в которой сотрудник может (или должен) иметь конкретный список навыков, которые необходимо получить/освоить к определенному сроку
Взаимное обучение группы или сообщества требует атмосферы открытости в компании, а также инфраструктуры для совместного общения онлайн (форумы, голосовая связь, личные сообщения и др.) и офлайн (помещение и время для совместных мероприятий). Крупные компании имеют процедуры анализа идей сотрудников, наставничества/кураторства, проводят мозговые штурмы. В малом бизнесе происходит то же самое: глава отдела обучает новичков и обсуждает с ними нововведения, а идеи сотрудников собирает на летучках.
Что можно сделать: - Максимально поощрять это процесс: пусть предложение новых идей станет нормой в компании, а готовность обучать других — желаемым поведением сотрудника. Когда взаимопомощь в развитии и получении новых компетенций станет нормой в компании, сама среда Smart Education будет воспроизводить сотрудников, открытых к новым знаниям и способных быстро передать их коллегам
Как не бояться «умного обучения» Smart Education в идеальном мире создаст ситуацию, описанную Стивом Джобсом фразой: «Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать им, что делать. Мы нанимаем людей, чтобы они говорили, что делать нам».
Когда в компанию приходит сотрудник, он начинает осваивать новые знания. Поначалу компания говорит ему: «Учи вот это, потому что нам это от тебя нужно». Это период адаптации.
Потом сотрудник осваивается, получает опыт и начинает осознавать свою потребность в новых знаниях. Это осознание придет не ко всем — важнейшая роль здесь будет принадлежать атмосфере в компании. В этот момент уже сотрудник говорит компании: «Мне нужно выучить вот это, а вы дайте мне возможность».
Smart Education призван делать людей «толковыми» (из цитаты Джобса) — не тех, которые приходят в компанию извне, а тех, которые развиваются внутри нее с течением времени. Эти люди осознанно стремятся к новым знаниям, и если они получают их от компании, то и применяют их в пользу компании.
Просто ли добиться таких результатов? Конечно нет. Это сложно и долго. Успех наступит не сразу и охватит не всех сотрудников. Так стоит ли это усилий? Каждая компания отвечает на этот вопрос сама.
Мы считаем, что стоит.