Для чего необходимо обучение персонала
Практика повышения квалификации работников приносит пользу как компании так и им самим.
Для работодателей:
- снизить текучесть кадров;
- повышать мотивацию персонала;
- экономить затраты на кадровый подбор;
- формировать кадровые резервы;
- обеспечивать высокий уровень профессионализма персонала.
Для сотрудников:
- повышать личный авторитет;
- обеспечивать перспективы профессионального роста;
- обеспечивать гарантированное закрепление за собой рабочего места;
- получить повышение в должности;
- увеличить размер заработной платы;
- приобретать новые профессиональные навыки.
Обучение персонала реализуется в трех видовых категориях: подготовка кадров, переподготовка персонала, повышение квалификации.
Подготовка кадров – это обучение потенциальных претендентов на рабочие места в конкретной организации с дальнейшей перспективой постоянного трудоустройства. Стажеры получают необходимый объем знаний, умений и навыков для выполнения конкретных должностных обязанностей.
Переподготовка кадров осуществляется при изменении требований к профессии, необходимости освоения смежной профессии или иной специальности в рамках деятельности предприятия.
Повышение квалификации – повышение профессионального уровня в связи с внедрением новых технологий, оборудования или при изменении законодательных регламентов в отношении профессиональной деятельности.
Методы обучения персонала Методика и образовательные программы подбираются в зависимости от индивидуальных условий и потребностей компании, ее численности и структурной схемы.
Перечислим основные методы обучения:
Лекция – это передача информации от специалиста широкой аудитории слушателей. Метод практикуется в любых отраслях деятельности. Для чтения лекций приглашаются сторонние специалисты или представители собственного образовательного центра компании. Преимущества метода – невысокая стоимость за одного ученика и возможность охвата большого числа сотрудников. Недостаток – односторонняя активность.
Семинар обычно проводится после слушания серии лекций с целью закрепления материала. В семинарах участвует меньшее число учеников. План занятий включает в себя обсуждение и разбор сложных тематических вопросов, в которых активно участвуют обучаемые.
Тренинг – отработка практических навыков под руководством опытного инструктора. В ходе тренингов применяются групповые дискуссии, ролевые игры, моделирования реальных рабочих ситуаций.
Самостоятельное обучение – инициатива получения дополнительных профессиональных знаний исходит от работника. Для самообучения используется специальная литература, методические материалы, программные разработки.
E-learning – приобретение знаний, умений и навыков преимущественно через интернет. Оно строится на прохождении видеокурсов, тестирования, использовании онлайн-конференций и тематических форумов. Метод удобен для крупных предприятий с филиалами в разных городах.
Как реализуется обучение сотрудников на практике Приведем несколько примеров того как обучают своих сотрудников разные организации
Компания-производитель пива Efes имеет обширную торговую сеть с точками в разных городах. При найме персонала в отдаленных точках крайне важно обучить торговых представителей правильному ведению процессов продвижения товара, розничной реализации, взаимодействию с оптовыми и розничными покупателями.Общая численность сотрудников – 3000 человек. Для обучения используются курсы, которые запускаются из мобильных приложений. Программа подготовки функционирует с лета 2015 года, над одним курсом работает 2 человека и в каждом курсе используется до 100 слайдов.
Крупные банковские системы (Бинбанк, АльфаБанк, РосЕвробанк) имеют собственные учебные центры и готовят будущих сотрудников с применением дистанционного обучения. Для стажеров предусмотрены программы вводных курсов, а постоянный персонал отрабатывает навыки обслуживания клиентов диалоговыми тренингами.
Международная компания TravelLine внедрила в практику автоматизированное обучение работников с выдачей сертификата по окончании курсов. Данные о результатах оперативно передаются руководству. Учебная деятельность оценивается по знанию продуктов продаж, стандартов корпорации и техники реализации продукта. С момента внедрения системы обучения персонала отмечено увеличение продаж и профессионального уровня персонала.