Цели в курсе Именно по данной теме у нас часто возникают дискуссии. Какова цель обучения? Мы считаем целью курса получение определенного перечня знаний и навыков. Если в курсе есть сюжет и он развивается по мере прохождения курса, цели обучения меняются? Например, водном из наших курсов для андеррайтеров пользователь играет за детектива, задача которого — раскрыть дело. Но можно ли считать это целью курса?
На наш взгляд,обучение первично, и цели должны этому соответствовать. Тема постановки правильных, мотивирующих целей хорошо раскрыта Джули Дирксен в книге «Искусство обучать: Как сделать любое обучение нескучным и эффективным». Она сравнивает процесс обучения с путешествием. Оно начинается там, где ученик находится в данный момент, а заканчивается не просто накоплением новых знаний, но и появлением способности к новым действиям. Вот краткий перечень вопросов,которые надо задать, чтобы поставить цели курса:
- Что плохого случится, если они не будут это знать?
- Что на самом деле они собираются делать с этой информацией?
- Как понять, что они делают это правильно?
- Как будут выглядеть ошибки?
- Зачем нужно это знать?
- Хорошо, а это тогда зачем? (Повторять при необходимости.)
Вывод: можно объяснить правила, рассказать, к чему стремится сюжет, но сохранить фокус пользователя и курса на получении определенных знаний и навыков.
Другие методы Существует множество других приемов и способов, применяемых в компьютерных играх, а также в популярных обучающих платформах — Khan Academy, EDX, Code academy. Мы вернемся к ним в последующих статьях на эту тему.
«Метод четырех дверей» Ученый и консультант Сивасайлам Тиагараджан разработал систему компьютерного обучения под названием «Метод четырех дверей». Каждая дверь — это вариант прохождения обучения. Первая «дверь» — «библиотека», где можно найти материалы для спокойного изучения в удобном режиме. Вторая — «игровая площадка» с играми для эффективного усвоения полученной информации. Третья — «кафе», социальные игры, дающие возможность сравнивать свои результаты с результатами коллег и познакомиться с мнениями экспертов. Четвертая — «оценочная камера пыток», игры, которые по сути представляют собой серию вопросов, проверяющих уровень знаний и понимание. «Метод четырех дверей» активно применяется в тренингах. Он предоставляет выбор режима обучения, что крайне ценно для участников.
Мы частично применяли этот подход при разработке комплексных программ обучения, которые создаются для целых должностей и содержат большой объем обучающего контента. В таких курсах используются методы микро-e-learning (обучение малыми шагами) и деление активностей на разные виды. Например, в каждой теме человек должен изучить ролик, затем несколько слайдов, затем пообщаться с клиентом (демонстрация best practice), затем пройти тренажер по программному продукту (практика с подсказками). Затем этап проверочных заданий: кейс (общение либо прочие действия, где пользователь сам выбирает ответы и получает за это баллы), тренажер (практика без подсказок, на оценку), тестирование (или викторина). Таким образом, каждая тема содержит разные активности.
Еще один эффективный прием — предоставление пользователю только нужных ему знаний. Говоря терминами «потока» Чиксентмихайи, мы приводим уровень сложности обучения к знаниям пользователя.
Практическая реализация этого метода — входное тестирование либо другие задания, определяющие знания. После этого курс составляет индивидуальную программу по тем темам, где у пользователя обнаружены пробелы. После окончания индивидуальной программы пользователь снова проходит общий тест по всем темам. Если пробелов нет — прекрасно, курс завершен. Однако если пробелы остались (даже по тем темам, которые при вводном тестировании были пройдены хорошо), они снова попадают в индивидуальную программу.
Разрабатывая курсы, мы не предоставляем людям выбор варианта прохождения игры, то есть подачу одной и той же информации разными методами для одинаковой целевой аудитории. Мы не применяли «метод четырех дверей» в чистом виде, когда каждая дверь служит для получения одинакового объема знаний, но предоставляет разный формат обучения.
Коротко объясним почему. Эффективность обучения чаще всего считается так: есть 100 человек и 1 курс за 100 рублей; обучение 1 человека стоит в таком случае 1 рубль. Выбор даже двух разных вариантов прохождения курса в 2 раза увеличивает объем работ и, как следствие, стоимость обучения одного сотрудника. Теперь обучение 1 человека стоит 2 рубля. Для пользователя это удобно, но с точки зрения инвестиций в разработку расходы увеличиваются в два раза, а на выходе все так же 1 обучившийся человек.
Примечание: примеры простых решений, когда создается 1 полный курс и его сокращенный вариант (простым вырезанием информации), не относятся к выбору варианта прохождения. Человек не имеет в данном случае выбора, как изучать информацию, он просто узнает меньше из сокращенного курса.
Также не следует путать приведенный выше пример «4 дверей» с разделением курса на ветки прохождения по ролям. Такие развилки часто встречаются в курсах, их цель — дать разным людям разный контент в определенных частях курса.
В качестве вывода Коротко о преимуществах использования перечисленных в статье приемов для электронного курса:
- Люди в конечном счете стремятся увеличить свое мастерство
- Соревновательные моменты действительно повышают азарт и вовлеченность
- Мотивация и вовлеченность растут, люди стремятся улучшать свои результаты и добиваться новых достижений