Вспомним, какие преимущества электронного обучения привлекают компании: - Во-первых, снижение затрат на обучение. Единожды разработанный учебный материал могут сколько угодно раз изучать все сотрудники компании, а сам материал можно регулярно дополнять. В случае очного обучения тренинг или лекцию приходится повторять каждый раз, когда произошли изменения или в компании появилось много новичков.
- Во-вторых, масштабирование.Для электронного курса неважно, сколько сотрудников проходят обучение. В очном формате необходимо планировать трансфер, проживание, аренду помещения и решать другие организационные вопросы, увеличивающие затраты компании.
- В-третьих, география. Формально это тоже относится к масштабированию, но стоит упомянуть отдельно: проведение обучения в нескольких регионах страны требует не только существенных затрат, но и занимает много времени. Электронные курсы можно назначить в любое время, и сотрудники любого филиала пройдут их из дома или на рабочем месте.
- В-четвертых, потенциал развития. Очные формы обучения разнообразны и хорошо развиты. Тренинги, мастерские, «обучение на рабочем месте» — все это детально проработанные форматы передачи знаний. Электронное обучение пока не достигло своих финальных форм и вряд ли сделает это в ближайшие десятилетия. Каждый год появляются новые методы и технологии, которые двигают e-learning вперед — Smart Education, симуляторы сложных процессов, интерактивные 3D-тренажеры, многопользовательские бизнес-игры и другие передовые форматы.
Обзор форматов внедрения электронного обучения Если рассматривать форматы внедрения электронного обучения в компании с точки зрения пропорций очного и дистанционного обучения, можно выделить четыре основных формата:
- Только электронное обучение.
- Преобладает электронное обучение с очной составляющей.
- Преобладает очное обучение с поддержкой электронным.
- Равноправие очного и электронного обучения.
Рассмотрим по порядку каждый формат:
Только электронное обучение — весь объем учебных материалов в организации представлен в электронной форме, очное обучение не применяется.
Форма свойственна малому и среднему бизнесу, который только начинает обучать персонал и для которого критично выбрать что-то одно. Развивать оба направления сразу дорого и/или «пока непонятно, нужно ли».
Преобладает электронное обучение — используются обе формы обучения, но доля электронных материалов существенно выше. Очное обучение ограничивается решением отдельных задач.
Внутри этого формата электронного обучения много разновидностей: «электронное обучение + очное тестирование», «электронное обучение младших должностей + очное обучение старших» и др.
К такому формату приходят компании, решившие переориентироваться на e-learning, но желающие сохранить наработки в очном обучении.
Преобладает очное обучение — преимущественно очные формы обучения с передачей электронному обучению вспомогательных функций (например, онлайн-тестирование).
Этот формат применения электронного обучения интересен компаниям с очень хорошо поставленным очным обучением (есть штат тренеров, наработана база материалов, накоплен опыт работы с аудиторией), для которых резко отказаться от этих активов — значит потерять важные конкурентные преимущества.
Равноправие всех форм обучения — это условно идеальный вариант, потому что неважно, как люди получают знания: если обучение работает, дает хороший результат и не висит тяжким бременем на бюджете компании, то его форма несущественна.
В этом подходе сочетаются разные комбинации: «электронное в регионах + очное в центральных офисах», «мероприятия обоих видов входят в единый процесс обучения» и др.
Развитие обоих направлений обучения сразу — задача не из простых, поэтому этот формат электронного обучения можно встретить в крупных компаниях, где на это направлены достаточные средства из бюджета.
Преимущества и недостатки различных методов электронного обучения Говорить о преимуществах и недостатках каждого метода следует, приняв ряд допущений:
- Электронное обучение дешевле очного обучения.
- В большинстве случаев электронное обучение способно полноценно заменить очное.
- Электронное обучение легко встраивается в любые процессы обучения персонала.
Есть ситуации, когда эти допущения можно оспорить: в случае специфических дисциплин (психология, межличностные отношения, развитие харизмы) или нестандартных задач (идеологическая подготовка, командообразование), но в данном примере мы их примем. Тогда:
- Только электронное обучение — универсальный «первый шаг» при построении системы обучения в компании. Начинать нужно с него, а потом смотреть по ситуации, какие элементы очного обучения нужны и в каком объеме.
- Преобладает электронное обучение — формат «для реформ». К этой форме нужно приходить после определения потребностей в очном обучении и/или при реформировании системы обучения с сохранением лучших практик очного обучения.
- Преобладает очное обучение — узкоспециализированная форма, которая большинству компаний невыгодна. Есть частные случаи, когда эта модель оправданна, но всех их со временем ждут реформы.
- Равноправие всех форм обучения — целевая модель для крупных компаний с разнообразными видами деятельности и широкой географией присутствия. Электронное обучение позволит обучать всех, а очное — обучать специфическим дисциплинам или подкреплять знания в приоритетных регионах.