Нет времени читать? Подпишитесь на обновления!
crmm.ru

Электронные курсы для организаций

Время чтения: 6 минут

Обучение персонала принесет пользу любой компании, вне зависимости от масштаба деятельности. При этом чем больше сотрудников, тем выгоднее обучать их в электронной форме, поэтому в крупных компаниях корпоративное дистанционное обучение быстро становится важным компонентом кадровой политики. В компаниях небольшого размера процесс освоения этого инструмента обучения длится дольше - во многом потому, что небольшое количество сотрудников успешно обучат наставники и старшие коллеги, а невысокая ротация делает такой метод подготовки вполне рентабельным. Тем не менее, электронное обучение может выполнять важную роль в малых и средних организациях.
Наполнение корпоративной библиотеки учебных материалов обычно идет по двум направлениям: электронные курсы по профилю организации, разрабатываемые на заказ, и универсальные электронные курсы по общим дисциплинам и основам деятельности, приобретаемые по лицензии (т. н. «готовые курсы»).

Для компаний малого и среднего бизнеса совмещение двух этих направлений может оказаться затратным, особенно если решение по развитию корпоративного обучения пока не принято или на его запуск выделен минимальный («пробный») бюджет. В этом случае нужно изучить текущие задачи и определить, какие электронные курсы для организации нужнее на первом этапе: материалы на основе собственных «ноу-хау» и внутренних процедур (которые можно разработать только на заказ) или несколько готовых учебных материалов по темам, которые помогут быстро сформировать у сотрудников нужные навыки из числа «общих».

Варианты приобретения первых электронных курсов компании

В крупных компаниях внедрение e-Learning объективно «проще», поскольку у них есть бюджет, планы на развитие и понятные цели обучения. По сути, руководителям направления достаточно изучить примеры внедрения на рынке, поговорить с коллегами из дружественных организаций, выработать некий план внедрения и «повторить» его в своей организации.

Мы не говорим, что это «простая задача». Тем не менее, она понятная, и понятной её делает наличие ресурсов и широкий выбор кейсов на рынке, на которые можно опираться при внедрении электронного обучения в своей компании. Возможным путям решения такой задачи посвящена статья на нашем сайте «Форматы внедрения электронного обучения».

Когда речь заходить о компаниях меньшего размера, задача усложняется. Какие есть опции у небольшой компании, которая хочет опробовать e-Learning, но пока не готова или не намерена выделять существенные ресурсы на «полноценное внедрение»?

Во-первых, это самостоятельная разработка.

Средства авторинга – программы, позволяющие создавать электронные курсы без знания программирования – достаточно распространены. Достаточно упомянуть известный российский продукт Websoft CourseLab. Некоторые из них вполне доступны по цене (iSpring), хотя стоимость продвинутого ПО (Articulate Storyline или Adobe Captivate) уже кусается.

Плюсы самостоятельной разработки: мотивированный сотрудник-автор может реализовать курс с минимальными затратами. Можно даже не покупать ПО – на разработку пробного продукта может вполне хватить бесплатного пробного периода.

Минусы: без прежнего опыта разработки, без отлаженного процесса, без помощи специалистов других областей (дизайна, программирования) конечный продукт будет низкого качества. Он не обязательно будет «бесполезен» – но он точно не будет качественным пилотом, как и большинство «домашних» разработок от неспециалистов.

Во-вторых, это готовые курсы.

Готовые электронные курсы, предлагаемые многими компаниями, охватывают большинство «универсальных» тем, на которые всегда есть спрос. Из них вполне можно собрать программу обучения специалистов. К этой же категории можно отнести подключаемые библиотеки учебных материалов.

Плюсы готовых курсов: дешевле разработки на заказ, широкий выбор актуальных для обучения тем, чаще всего не требуют СДО, в объёме своих материалов выполняют задачи обучения на хорошем уровне.

Минусы: разрабатываются обычно «по остаточному принципу», поэтому уступают по качеству продуктам на заказ; часто общие, поверхностные, а также не отвечают специфике работы компании; в большинстве случаев не являются основным источником доходов для компаний-разработчиков, из-за этого хуже обслуживаются и редко обновляются.

В-третьих, это разработка на заказ в малом бюджете.

Экономичные предложения по разработке есть у многих компаний-провайдеров. Некоторые даже заявляют это как свою основную специализацию. Если вдумчиво подойти к разработке и активно участвовать в создании сценарий, то итоговый продукт будет полезен и при этом сделан на адекватном техническом уровне.

Плюсы экономичной разработки: продукт на заказ точнее отвечает потребностям обучения; не требуется большой бюджет; после разработки одного продукта стоимость последующих можно снизить, используя наработки пилотного продукта.

Минусы: низкая цена часто влечёт низкий уровень методологической обработки, а также технического и графического исполнения. Если с графикой и программированием сделать что-то затруднительно (т.е. можно, но это сделает продукт дороже), то со сценарием важно внимательно поработать, чтобы получить полезный продукт, пусть и простой по исполнению. Требует чёткого планирования и проработки – внесение правок «по ходу» удорожает продукт, и компании-провайдеру это может стать невыгодно.

В конечном счёте, внимания заслуживают готовые курсы и экономичная разработка. Привлечение отдельного сотрудника или нескольких сотрудников для внутренней разработки – это уже серьёзные вложения, которые в «пробный» бюджет точно не поместятся. Поэтому можно рекомендовать изучение предложений готовых курсов, а также встретиться с несколькими низкобюджетными провайдерами и посмотреть их работы и цены, после чего принять решение о пилотном запуске с одним из них.

И, конечно, пилотному проекту нужно уделить максимум внимания. Экономичные курсы – не обязательно «плохие», но, чтобы быть «хорошими» в ограниченном бюджете, к работе нужно подходить ответственно как исполнителю, так и заказчику.

Системы обучения персонала организации Все электронные курсы — разработанные индивидуально или приобретенные по лицензии — могут работать автономно и не требуют наличия системы дистанционного обучения (СДО). С другой стороны, обучение персонала организации проще организовать с помощью такой системы. Это обеспечит централизованный доступ сотрудников к учебным материалам, снизит риски утечки информации, а также организует точный учет результативности обучения.

Тем не менее, если на первом этапе внедрения e-Learning компания решила обойтись без приобретения и настройки СДО (при малых масштабах это вполне логичный подход), процесс обучения все равно можно успешно организовать:

  1. Распространять курсы на носителе. Рискованный с точки зрения возможных утечек способ, но и технически самый простой — запишите курс на флешку или на диск и выделите сотруднику для прохождения.
  2. Разместите курсы на внутреннем портале или на закрытой странице сайте. Создайте страницу, защитите ее паролем и сообщите нужным сотрудникам. В целях безопасности иногда меняйте пароли.
  3. Выделите компьютер для прохождения обучения. Для этого можно как купить недорогой ноутбук или планшет, так и приспособить устаревший рабочий ПК.
Помните, что контролируемая среда обучения важна, но не необходима. Начните с простых методов, поймите ваши потребности и в дальнейшем сделайте так, как будет нужно!
Получить консультацию